Пятница, 18 Января 2013

Итальянский футбольный рынок

18.06.2021


В 2003 году на итальянский рынок спутникового телевидения вышел австралийский медиа-магнат Руперт Мердок, выкупивший каналы TELE+ и Stream, чтобы создать существующей поныне Sky. В ответ компания Mediaset запустила кабельное цифровое телевидение. Клубы продолжили бороться за увеличение стоимости прав, но в результате получилось, что все те огромные суммы, которые удалось выбить, ушли на оплату контрактов футболистов. Это что касается грандов. В скромных клубах, перед которыми стоит задача не брать трофеи, а скорее выступать в качестве спарринг-партнеров для топ-команд, многое изменилось. Деньги Sky стали для них основой существования, потому что из них оплачивают все клубные расходы, включая зарплаты. Также сюда относились расходы на Сол казино вход. А сборы от продажи билетов стали лишь дополнительным заработком. Таким образом, появилась новая профессия — предприниматель в футболе, который в своей работе обязан руководствоваться прежде всего законами экономики, и только потом демонстрировать знание спортивных процессов. Как писал в автобиографии Серджио Крань: «Современный футбол это скорее бизнес, чем спорт, и президенты, которые думают, что будут развлекаться, ошиблись в расчетах: нет никакого удовольствия в биржевых спекуляциях — ты либо обогащаешься, либо теряешь все...»


В этом плане, как всегда впереди всех, оказался «Ювентус». Туринский клуб перешел на самоокупаемость еще в 1994-м. Однако и другие клубы научились получать прибыль от продажи прав на телетрансляции. Например, «Рома» Розеллы Сенси, несмотря на огромный общий долг, в 2008-м вышла в плюс на 18 миллионов. Как и «Лацио» Клаудио Лотито, «Кальяри», «Удинезе» и другие. Секрет в том, чтобы не истратить весь доход на зарплаты футболистам.


Есть и другой немаловажный аспект. Обсуждение спорных эпизодов и решений арбитров с самого начала занимало немало времени на телевидение. Менталитет такой. Любят итальянцы найти виновного и основательно это обсудить. Однако с появлением в начале 1970-х технологии moviola, позволяющей просматривать эпизоды в режиме замедленной съемки, ситуация начала выходить из- под контроля. Если раньше таким дискуссиям посвящали несколько минут в воскресенье вечером в программе Domenica Sportiva, то сейчас ни о чем другом практически не говорят. Весь матч превращается в одну сплошную «мовьолр», где комментаторы и эксперты обсуждают каждое решение арбитра, соответствие правилам, мимику, жесты и слова тренеров.


Естественно, возможность рассмотреть каждую деталь под увеличительным стеклом поставила в не самое выгодное положение арбитров. Изначально именно они находились ближе всех к игровым эпизодам, поэтому их решения было достаточно трудно оспорить. Теперь же, наоборот, в выигрышном положении оказались зрители, которые могут посмотреть эпизод более одного раза с различных ракурсов. Арбитрам приходится признавать свои ошибки перед камерами, как это однажды случилось с Кончетто Ло Белло, который не назначил пенальти в матче «Милана» и «Ювентуса», но вынужден был признать свое решение неверным во время эфира Domenica Sportiva.